Мертвый мир Psi Project Team: интервью с разработчиком

Всем привет! Сегодня у нас в гостях Кирилл Арьков, один из разработчиков недавно закрытого проекта Dead World, активный участник сталкерского модостроя, а также опытный игрок в командные шутеры про ограбления.
Сегодня мы с Кириллом обсудим моддинг в целом, его участие в нем и непосредственно закрытый проект. А пока первый вопрос:

Кто ты, откуда, чем занимаешься большую часть времени дня, как ты оказался в сталкерском моддинге, с чего начинал? Расскажи немного о себе в целом.

Оказался в моддинге я достаточно своевременно, в общем, как и ушел от него. Я тогда учился в школе, сталкер мне очень нравился, и хотелось привнести что-то свое и прикоснуться к этому миру. Я начал делать модификацию, сюжет к которой я набросал буквально за пару часов. Задал какой-то вопрос по поводу работы с SDK, мне ответил один человечек, пригласил в беседу, и, собственно, так я оказался в беседе PPT и так вошел в эту команду. Я, может быть, что-то уже неправильно вспомнил, это было достаточно давно.

Я студент. Я учусь, в свободное время читаю книги, слушаю музыку — ничего необычного.

А что конкретно ты делал для РРТ? Ты один основоположников проекта? По твоему ответу мне показалось, что РРТ раньше занимались другим проектом до тебя.

Когда я пришел в PPT, я практически сразу стал вторым сценаристом. Моими задачами было просто писать второстепенные квесты, помогать наполнять мир и т.д, но так получалось, что со временем все больше и больше задач приходилось на меня — и по итогу я стал главным, а потом и единственным сценаристом… и основные квесты, и второстепенные квесты… всем этим занимался я. Но я не основоположник, я пришел в команду, в которой, на тот момент, было человек 5. PPT до меня занимались только Dead World’ом. Был еще один мертворожденный проект, который продвигался одним из участников команды, но, благо, свет он не увидел (проект, а не участник команды), и говорить сейчас об этом уже как-то смешно…

Я узнал, что ты принимал участие в жизни многих коллективов, не только РРТ. Хотя ты говоришь, что пришел в сталкерский моддинг сразу в РРТ… Имеется в виду, что ты сразу же попал к ним в команду, но параллельно ты еще чем-то занимался для комьюнити сталкера?

Вообще, нет, это не так. Я занимался только DW. Я, может быть, помогал другим проектам, мы общались с большим количеством ребят… какие-то модельки, какая-то помощь по сценарию, что-то такое. Но чтобы прямо принимать участие в разработке какого-то другого мода — нет, я занимался только DW.

Одна из квартир мира Dead World

Самые запомнившиеся твои коллективы, и самая существенная твоя работа для них?

Ну, как-то про запоминающиеся проекты я не думаю, что я могу так говорить. Помощь мы оказывали только друзьям, а друзья для меня все равны. Существенная работа… я занимался вместе с разработчиком модификации Graphic Renewal Mod — он еще трудится над Lost Alpha DCE — Gunslinger Addon — мы с ним планировали разрабатывать модификацию The Story of Stalker’s Life, как-то так она называлась. Я адаптировал для нее свой самый первый сценарий, но чего-то дело дальше артов каких-то локаций, набросков сюжета не зашло.

Уникальное оружие для Lost Alpha DCE — Gunslinger Mod, которое отсутствует в оригинальном Gunslinger Mod.

«Обзор модов S.T.A.L.K.E.R». Сообщество в ВК, которое публикует новости по некоторым модификациям, вернее, по некоторой их части. Ты, кажется, с ними тоже работал. Так ли это? И если да, то чем ты помогал им?

Да, можно, к сожалению, так сказать. Хотя, в принципе, когда я к ним попал, это меньше месяцев 3-х прошло с тех пор, как я пришел в сталкерское комьюнити. Я не особо понимал, как здесь что устроено. Я, можно сказать, был админом, но моей задачей было просто шастать по чужим группам и сваливать вот эту «информационную жвачку», постоянно репостив: тот постик, тот постик — в общем, все подряд сваливать. Не самое приятное времяпрепровождение, вернее, не самое продуктивное.

У меня сложилось ощущение, что вы расстались на негативной ноте, и от пары людей я слышал негативные отзывы в их сторону. Как ты можешь это прокомментировать?

Я думаю, не нужно иметь 300 IQ, чтобы понять, что этот паблик достаточно трешовый, это свалка репостов. Тыкать пальцами я сейчас не собираюсь, достаточно просто написать Stalker Mods Clan на YouTube — это канал, которым заправляет местный главный админ — и, собственно, посмотреть, что из себя представляет Дмитрий Железников, и все встанет на свои места. Этот главный админ — сумасшедший бухарик, у него творческая импотенция, у него просто какие-то беды с психикой; несколько раз бывало так, что он репостит модификации на CoC — причем, однодневки, некоторые из которых уже давным-давно закрыты, а потом в администраторской беседе поливал их грязью. А на следующей неделе постил какой-то сумасшедший кринж вроде моделек Ааза. Причем, когда ты его спрашиваешь: «Зачем ты репостишь ну такой убогий контент?» — он без зазрения совести отвечает. — «Чтобы изжить кокеров (CoC)». Вот именно этими словами. При этом, как нетрудно догадаться, CoC он репостить не перестаёт, ведь это просмотры. CoC на хайпе и даже сейчас пользуется достаточной популярностью. И вот это постоянно. Это циклично, он противоречит сам себе и несет околесицу, он банально не умеет писать. Можно еще отметить, что Дмитрий [Железников] очень любит воровать чужой контент не только путем репостов (типа, репосты и репосты, в этом нет ничего такого) — он частенько пытается загружать себе на сайт чужие модификации, не спросив разрешения, не указывая автора и так далее, заливая эти торренты на вирусные трекеры, из-за чего ему 2-3 раза при мне Яндекс просто убирал сайт из поиска, потому что на нем были трояны.

Человека не заботит ничего! Я долгое время думал, что он это делает из-за денег, которые он получает на своем юкозовском сайте, но сейчас я пришел к выводу, что он тупой. Я могу еще долго продолжать, но вот этот поток мыслей — это самое главное, что я хочу сказать.

Правда, ушел я тихо-мирно. Я уже много раз пытался намекнуть Дмитрию на то, что он творит дичь, и нужно исправляться, причем не я один, но ему было пофиг. На мое место взяли просто максимально отбитого школьника (никакой неприязни к людям, которые учатся в школе, просто это был именно христоматийный агрошкольник). Первое, что он сделал — это репост того, что репостить не надо было, и паблик получил страйк. То есть, никакого отбора не было, люди просто взяли себе кого попало с улицы, и этим все сказано.

После этого я рассказал об этом в своей группе и даже нашел «единомышленников», которые всё это понимали, а некоторые даже могли своими историями поделиться. Ну вот с этого у Дмитрия сгорела жопа. Правильно. Не с того, что он эгоцентричный упертый баран, слушающий только себя (а слушать там не очень много), а с того, что люди об этом начали рассказывать. И он стал меня ненавидеть и всех, кто со мной поддерживает хоть какие-то положительные отношения. Дошло до того, что он забанил в Обзоре Модов всех, кто состоял в моей группе. Ну или большинство, т.к я физически не в состоянии общаться с двумя сотнями человек. Однако все, с кем я общение поддерживал кидали скрины бана.

Вот так, никакой свободы слова врагам свободы слова.

Скажи, Владимир Антонов (head.greid) вам просто помогал или был полноценным членом команды? Как он отнесся к закрытию проекта?

Он был полноценным членом команды, но когда его модели стали нравиться все большему числу проектов, он решил от нас отпочковаться, создать свою группу и пилить свои модельки там, чтобы, так сказать, дальше реализовываться. Он был в нашей беседе и в нашей команде, и все такое, но модельки он стал свои показывать на большую публику в своем портфолио. Собственно говоря, с появлением этого паблика, он стал это делать для большего количества проектов: New Project, Dead World и какие-то проекты на Call of Chernobyl у него даже были. Как он отнесся к закрытию? Ему это очень не понравилось, но в итоге ему пришлось согласиться, потому что все остальные участники были «за» закрытие DW, но, я так понимаю, он очень сильно расстроился.

Вы писали о двух причинах закрытия: 1 — бесперспективность и 2 — нервное истощение из-за комьюнити. Давайте сначала по 1-ой причине: я так понимаю, что в процессе разработки вы с командой общались и через какое-то время пришли к выводу, что моддинг это хорошо, но несерьезно, и ваши навыки можно использовать в полноценной новой собственной игре. Это примерно так было? И расскажи, как вы пришли к этому, если я угадал.

Мы в команде все студенты, двое работают, Вова (head.greid) учится в старших классах школы. Свободного времени очень мало, и практически все свободное время мы уделяли разработке. Во время активной фазы DW я к книгам неделями не прикасался, я чувствовал, как тупел, и все это ради просто публикации нашей модификации на каком-нибудь ап-про. А потом оттуда его потянут всякие воровские ресурсы типа Обзор модов S.T.A.L.K.E.R., сбрызнув вирусами с модсфира и своими наглыми вотермарками поверх НАШЕГО творчества? Это просто убивает! И в рамках самой разработки есть огромное количество моментов, которые выбивают у тебя землю из-под ног. И когда мы начали задумываться об этом, в один момент мы осознали, что вся наша работа над движком сводилась к тому, что мы пытались сделать из X-Ray UE4, добавляя туда все то, что для того же UE4 или другого современного движка является обыденностью — многие двигоправы уходят по этой причине. Разработка таких проектов — это просто вытягивание за уши устаревшей игры к каким-то современным стандартам. Это очень ресурсозатратно, это очень сложно! У большей части комьюнити, судя по тому, что они пишут в комментариях, такой проект просто не пойдет на их картофелинах. И когда ты делаешь такой проект за просто «спасибо», это убивает, и это главная причина, почему закрываются вот такие проекты.

В общем, у нас стали появляться мысли, что взрослые дяденьки в игровых студиях не просто так за это получают денюжку, причем денюжку, от которой простой студент вроде меня, мягко говоря, не отказался бы. Мы решили, что сталкер — это хорошо, но у нас впереди взрослая жизнь, свободным временем так сорить нельзя, и раз уже мы так долго пытались превратить XRay в UE4, так почему бы нам не перешагнуть этап с фанатством?..

С одной стороны жалко, что проект такого уровня закрылся, а с другой — значит ли это, что нам можно ждать от вас через какое-то время демо-версию вашей полноценной новой игры в Steam’e? На том же Unreal Engine 4, если вы, конечно, уже что-то думали в этом направлении в будущем…

Такие вопросы немного оторваны от реальности: рановато еще об этом говорить… мы только-только начинаем прописывать игровой мир, рисовать концепт-арты, первые модели. Рано говорить просто о сборке какого-то первого билда для тестов, а о какой-то бета-версии в стиме тем более — это вопрос не этого года и не следующего. В общем, рано, рано об этом говорить.

К слову, сколько вас сейчас? Ты упоминал, что к твоему приходу было 5 человек.

Нас сейчас 9, но поскольку разработка на очень ранней стадии, в нее включилось человек 5 всего. Когда доделаем все концепт-арты, пропишем сюжет, игровой мир, условности, механики, тогда, надеюсь, включимся все и будем отрабатывать на все 100, так же, как мы и работали над сталкером. Но сейчас мы делаем это не для какого-то комьюнити, а чтобы полноценно себя реализовать с профессиональной точки зрения.

Почему вы не хотите отдать наработки всем желающим, и не связано ли это с тем, что вы будете это использовать для будущего проекта?

Ну, как я уже говорил, мы просто убивали все свое время на разработку DW. У нас огромное количество уникальных нововведений, которые заточены только под наш контент. Например, у нас довольно тяжелые деревья, которые на другом проекте если и запустятся, то, как бы так сказать — кампетар лопнет.

Для этих деревьев (ну и по некоторым другим причинам), нам пришлось вводить те же самые чанки. Чанки, это как в Майнкрафте — кто играл, тот шарит. Прогружается не вся карта (в Майнкрафте это физически невозможно), а её куски. Для сталкера с его реалиями это значит нехилую оптимизацию, ну и возможности это давало нехилые. Мы таким образом собирались пилить бесшовный мир.

Вот, допустим, мы раздали все наши наработки, люди понавтыкали в тот же CoC, у которого нет наших оптимизаций, и люди не будут этим заниматься, потому что: «…движок, это же сложно, а нам нужно все и сразу». Понапихают какие-нибудь Demosfen’ы наш пак растительности, наш пак строений, наш пак оружия… и все. И у них будет вылетать еще раз в 5 страшнее, и они будут писать нам с вопросами, и они будут сраться в комментариях, мол, не на нашей стороне проблема, а у вас компы — говно. Сколько таких уже случаев было? Нет, мы не хотим никакой постподдержки вот этих самых людей, которые получат наши наработки, и мы не хотим отдавать направо и налево — потому что мы от сердца отрываем… Мы занимались разработкой 3,5 года, и для нас это уже значит чуть больше, чем просто контент.

В последнее время как-то частенько закрываются проекты: Выбор и Волноград, вы и еще закрылся Legacy of Times, это сталкер на CryEngine2. Что вы об этом всем думаете? Есть ли в этом какая-то закономерность?

Legacy of Times, насколько мне известно, закрылся тоже — и эта причина тоже фигурировала, но там и свои причины еще были. Когда ты начинаешь разработку настолько крупного проекта, вкладывая в него все свободное время и душу, рано или поздно у тебя встанет вопрос: «Почему я должен вот так вот убиваться в достаточно токсичном комьюнити сталкера за «спасибо», когда я могу делать вообще в своем темпе, никому не быть обязанным, получать с этого какие-то денюжки, те же мобильные игры, те же примитивные игрушки-платформеры в Steam?» Чуваки просто забивают на свои детские мечты и мыслят более практично, как взрослые дяденьки.

С Волноградом все намного проще… у них проблемы с контентом. Их же забанили за то, что они взяли модельки из мобильной игры World of Guns: Gun Disassembly, а там, как оказывается, разработчики достаточно негативно к этому относятся.

А ситуация с Выбором и EFT… ну, ее все помнят, я думаю, говорить об этом не надо. Но вот таких случаев, как с Legacy of Times, достаточно много. Мне кажется, половина таких вот значимых крупных проектов закрылись именно по той причине, которую я описал.

Правда ли, что в DW должны были появиться какие-то очень крутые анимации и кат-сцены? По крайней мере для сталкерского моддинга.

Да, они планировались. Но у движка есть ограничения, эдакий порог. И порог этот поставлен более 10 лет назад. Ты что хочешь делай, но ты не перешагнешь через этот порог. Только если убить пару лет на то, чтобы добавить, например, модификатор тканей в SDK и т.д. У нас, например, была сцена, в которой кровосос военного по пояс разрывает напополам, но от нее пришлось отказаться, потому что движок не способен. Так что, катсцены планировались и планировались очень крутые для сталкерского моддинга, но движок был, так сказать, против. Так что, анимаций и катсцен было много, но их качество было абсолютно такое же, как и в любом другом сталкерском моде, где они делались с нуля.

Сюжет в новом проекте будет как-то связан с DW?

Нет, конечно, нет. Мы не хотим заниматься такой вторичностью, которой занимается огромное количество разработчиков всех этих выживалок, которые просто воруют сталкерский сеттинг, меняют название и делают, получается, все то же самое, только с меньшим уровнем вовлеченности, профессионализма и качества.

Мы будем делать проект, который, может быть, похож какими-то нотками, но это будет совсем уже другая игра — у нее даже жанр будет другой.

У меня всегда было впечатление, что комьюнити сталкера — это почти как дружная семья: типа все друг-другу помогают, общаются, знают обо всем; но в последнее время часто слышу о токсичности. Что ты об этом думаешь?

Нет, это явно не дружная семья. Сколько ЧСВ-мододелов, вроде того же Demosfen’a. Ладно, он у всех на слуху, и все понимают, что это за овощ; но ведь таких, как он дофига — просто нужно внимательнее смотреть по сторонам.

В сталкерском комьюнити есть даже такие люди, которые на деньги кидают; есть такие, которые вклиниваются к тебе в команду, чтобы подворовать у тебя из репозитория модельки или движок твой подсосать (понятно, с какими целями); есть люди просто токсичные, есть просто глупые, как тот школьник, которого позвали админом группы, а он с радостью им принес страйк в первый же день. Так что, ни о какой дружной семье речи не идет, нужно снимать розовые очки, нужно думать своей головой и замечать моментики, после которых о сталкерском комьюнити начинаешь думать в противоположном ключе, потому что, если их игнорировать, плохо будет, прежде всего, тебе.

Я долгое время пытался с этим бороться, ну или, по крайней мере, высмеивать в своем паблике, и у меня там набралось даже более 200 подписчиков, которые, оказывается, также неравнодушны к тому, что происходит в сталкерском комьюнити; но у меня никаких сил не хватило, потому что в кого ни ткни просто… каждый первый, наверное, мододел, который находится на слуху — ну, ладно, каждый второй, не будем настолько категоричны — каждый второй, находящийся на слуху мододел — это какой-нибудь придурок, либо ЧСВ, либо вор, либо обманщик, либо мошенник — просто со 100% вероятностью могу сказать, что кого бы мне сейчас ни назвали из мододелов, я смогу рассказать о нем что-нибудь неприятное.

Одна из разрушенных построек на тестовой локации
Тесты различных объектов DW на тестовой локации

Есть ли шанс, что когда-нибудь у вас все наладится, вы выпустите свой продукт, и захотите вернуться, чтоб сделать что-то для сталкера? Доделать?..

Нет. Мне кажется, нет.

Ты фанат сталкера?

Ну да, конечно. В противном случае я бы не пилил на него моды.

Самый запомнившийся момент\страшный момент из оригинальной серии?

Поскольку я долгое время играл только в ЗП, я долгое время не знал о существовании ТЧ и ЧН, поэтому самым запоминающимся моментом для меня стал выход в Припять. Это, на самом деле, очень смешная история: у меня был зеленый жук (вылет), когда я выходил из Путепровода. Я пытался пройти его идеально, чтобы никто не умер, но по итогу меня каждый раз встречал только зеленый жук. Я был мелким, я думал, что это происходит как раз-таки из-за того, что кто-то помер. Так что, месяца 3 или 4 я видел Припять в ЗП только в виде скриншота на загрузочном экране этой локации, а потом вылет на рабочий стол, и все.

Моды, которые ты ждешь? 

Когда мы закрыли Dead World, я полностью ушел из сталкера, так что я не жду никаких модов. Может быть, мне будет интересно посмотреть на релизы проектов моих друзей, но только по этой причине, а не потому, что я захочу в них побегать, поиграть.

Моды, которые ты рекомендуешь к прохождению? 

Ничего порекомендовать к прохождению я не могу.

Какие у тебя остались впечатления от сталкерского моддинга и комьюнити, и что можешь порекомендовать новичку в моддинге?

Впечатления от сталкерского моддинга и от комьюнити тоже остались, наверное, негативные по большей части, хотя я нашел большое количество здесь друзей, новых знакомств, ну и, собственно, команду, так что, скорее, смешанные [впечатления]… Но с ярко выраженным негативным оттенком. Новичку порекомендовать… даже не знаю, смотреть по сторонам, критически мыслить, потому что, как я уже говорил, не все так гладко в нашем «царстве-государстве», и если это не замечать, то будет не очень приятно по итогу.

ОК! Спасибо за то, что уделил время!
Надеюсь, что ваш будущий проект не повторит судьбу последнего, желаю вам терпения и удачи в разработке.

Комментарии